Общее недоразвитие речи: полезные советы родителям

Часто родители после обследования ребенка специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) сталкиваются с заключением: «общее недоразвитие речи». И сразу возникают вопросы - насколько это серьёзно и что делать. Самое главное – не стоит паниковать. Необходимо как можно раньше начать с малышом коррекционную работу – тогда вероятность того, что в школу он пойдет без речевых проблем, значительно возрастёт.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение, при котором у ребенка сохранны слух и интеллект, но имеются сложности формирования всех компонентов речевой системы. Это нарушение звукопроизношения, очень бедный словарный запас, неумение употреблять предлоги, связно пересказывать текст знакомой сказки и т.д.

Среди возможных причин таких нарушений - различные инфекции, перенесенные матерью во время беременности, патологии или травмы при родах и т.д. Также речевое недоразвитие провоцируют неблагоприятные условия воспитания, сложные ситуации в семье – в особенности, во время формирования речи.

ОНР у детей не диагностируют раньше трех лет. Но это не значит, что у ребенка, еще не достигшего этого возраста, не может быть речевых проблем: задержка речевого развития (или ЗРР) – распространённая проблема среди полуторагодовалых и двухлетних детей. Важно уже на этом этапе начать коррекционные занятия с малышом.

После обследования ребёнка в заключении ПМПК с «ОНР» обязательно указывается в скобках уровень развития речи: первый, второй или третий.
Первый уровень – самый тяжелый. Словарный запас детей крайне беден, состоит в основном из нескольких звукоподражаний («мяу», «би-би», «ав-ав») и «полуслов», т.е. – отдельных слогов или звукокомплексов, за которыми ребенок закрепляет значения («бах» – «упало»; «ай» – «дай»; «ди» – «иди») – одним таким словом может заменяться целый ряд понятий. Чаще всего дети с первым уровнем речевого развития подкрепляют свою речь мимикой и жестами. В более тяжелых случаях речь полностью отсутствует.

У ребенка со вторым уровнем речевого развития кроме жестов и «лепетных» слов в словарный запас включаются отдельные общеупотребительные слова, хотя и в искаженной форме: например, «лябока» – «яблоко». Дети со вторым уровнем речевого развития не видят разницы между различными падежными формами. Слоговая структура слова тоже часто нарушена: ребенок пропускает слоги или меняет их местами.

Третий уровень речевого развития – самый легкий по степени нарушения речи. На этом уровне появляется развернутая речь: малыш способен строить предложения или небольшие рассказы на заданную тему. При этом несколько звуков одной фонетической группы часто заменяются одним звуком: например, «сярф» – «шарф». С малознакомыми людьми такие дети предпочитают общаться только в присутствии родителей, которые способны пояснить, что ребенок говорит. Иногда дети сознательно избегают слов и выражений, вызывающих у них затруднения, заменяя их на другие – по их мнению, сходные по смыслу.
Занятия с ребенком с ОНР должны быть не только логопедическими, но и развивающими. Такие дети нуждаются в постоянном обогащении активного словаря, в развитии навыка связной речи. Поэтому для детей с общим недоразвитием речи наиболее эффективны коррекционные занятия в логопедической группе учреждения дошкольного образования, где воспитатель обязательно работает в содружестве с логопедом и старается органично вписывать рекомендованные им занятия в свободную деятельность детей. Дети с более лёгкой формой общего недоразвития речи могут заниматься в пункте коррекционно-педагогической помощи. Кроме того, общее недоразвитие речи у ребёнка требует активного участия родителей в коррекции речевого нарушения.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь малышу справиться с ОНР?

Первым шагом должна стать работа над пониманием речи. Необходимо как можно чаще просить малыша выполнить какие-то несложные инструкции («Принеси игрушку», «Покажи, где мишка?»). Важно также развивать подражательность: сначала малыш может только повторять за родителями простые движения – танец, комбинацию хлопков, а затем их начинают сопровождать речью (именно на это направлены всем известные детские игры – «Ладушки», «Сорока-белобока» и др.). Крайне важно стимулировать развитие слухового и зрительного внимания, памяти у ребёнка. Ему необходимо научиться сортировать предметы по цвету, величине и форме, называть части тела, показывать предметы на сюжетной картинке. Все игры, в которые с малышом играют родители, должны быть направлены на побуждение к общению, так как у многих детей с ОНР наблюдается так называемый речевой негативизм – нежелание (а порой и страх) говорить.

Следующий шаг – обучение построению простых предложений, для начала всего из двух слов. Затем – расширение пассивного словарного запаса (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет) и различение форм единственного и множественного числа.

В дальнейшем необходимо обращать внимание на грамматическое построение предложения, учить отличать сходные по звучанию слова и показывать обозначающие их предметы на картинках, делить слова на слоги.

Не рекомендуется самостоятельно заниматься коррекцией звукопроизношения: некоторые тонкости родители могут просто не учесть, зато логопед поставит звук, как следует. В целом, работу над коррекцией общего недоразвития речи родители должны вести совместно со специалистом и следовать его указаниям. Конечный результат зависит от возраста ребенка и степени недоразвития речи: в среднем продолжительность работы по коррекции ОНР составляет от одного года до трех лет.


Учитель–дефектолог Валентина Маринич
On-line запись к нам
Нажимая «Отправить заявку», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Made on
Tilda