Простые советы логопеда родителям

Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие своего малыша, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами. Разговаривайте с ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш малыш. Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.

Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию. Если лепет однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку и т.д.). Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Этим вы создадите основу для полноценной речи. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его много раз в разных ситуациях.
Если ваш ребенок употребляет пока лишь несколько слов, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что он произнесет их отлично. Подбадривайте ребёнка и продолжайте их заучивать. После того, как он произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока малыш не узнает большинство предметов из окружающего мира.

Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые он знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

Говорите с ребёнком, используя правильно построенные фразы. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если он пока еще говорит только однословные предложения, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, предложение.

Задавайте ребёнку «открытые» вопросы. Это будет стимулировать малыша использовать несколько слов для ответа. Говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?». Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов.
Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, иначе придётся потом переучивать его общаться нормально. Не предупреждайте желаний ребёнка! Часто родители пытаются угадать желания своего малыша. Вследствие этого у него не возникает необходимости произносить что-либо. При таком подходе есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны в процессе общения с ребёнком. Если ваш малыш неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте его послушать правильное произнесение и попытаться ещё раз повторить. Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.


С уважением, учитель-дефектолог Валентина Маринич
On-line запись к нам
Нажимая «Отправить заявку», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Made on
Tilda