Валентина Маринич

Развитие фонематического слуха у детей

Если ребенок плохо говорит, его сложно понять, он коверкает звуки, заменяет один звук на другой, не стоит игнорировать это, оправдывая дефекты возрастом или другими причинами. Не исключено, что у малыша нарушен фонематический слух, и это состояние требует коррекции.
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что "слухов" у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как с его помощью мы учимся различать все тонкости звуков человеческой речи. Можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот. В речевом слухе содержится еще один – фонематический: это способность различать определенные звуки родного языка, анализировать, узнавать их, воспроизводить. Физиологический слух есть у крохи еще в утробе матери, а вот развитие фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные звуки в дошкольном возрасте.

Считается, что основные этапы развития фонематического слуха у ребенка завершаются к 4 годам. Если после 3 лет речь вашего малыша невнятная, скудная, неразборчивая, стоит предположить возможные нарушения фонематического слуха. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой ряд новых проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.


Как предупредить эти проблемы?

Необходимо своевременно обратиться за логопедической помощью и правильно развивать фонематический слух.
Работу по формированию слухового восприятия и развитию у детей способности дифференцировать звуки можно разделить на несколько этапов:
  • узнавание не речевых звуков;
  • различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
  • различение слов, близких по звуковому составу;
  • дифференциация слогов;
  • дифференциация звуков;
  • развитие навыков элементарного звукового анализа.
Родители также могут помочь своему ребёнку преодолеть эти проблемы. Лучше всего проводить занятия в форме игры, не нагружая дошкольника. Но делать это нужно ежедневно.
Существует множество интересных и увлекательных игр и упражнений по развитию фонематического слуха, в которые можно поиграть дома.


Примеры игр и упражнений
Игра "Правильно-неправильно" (с 4-х лет)
1 вариант: показать ребенку картинку и громко, четко назвать то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объяснить: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример: Пагон, багон, вагон, дагон и т. д.
2 вариант: если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок (карандащ, фишку), если неправильно – красный.
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.
Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай»
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак сок, сук
дом, ком, лом, сом коза, коса
лужи, лыжи мишка, мышка, миска
Необходимо назвать 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра «Поймай звук»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м» (д, у и др.).
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, муха.

Игра «Чудесная удочка», «Рыбалка» (с 5-6 лет)
Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
На конце нитки у маленькой удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый (последний) звук.

Игра «Найди место звука в слове»
Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Нужны карточки со схемами расположения места звука в словах, разделённые на 3 клеточки.
Ребёнку показываются картинки и называются слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

On-line запись к нам
Нажимая «Отправить заявку», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Made on
Tilda